Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза стресса 	№	СИМПТОМ
НАПРЯЖЕНИЕ	1	Переживание психотравмирующих обстоятельств 
	2	Неудовлетворенность собой 
	3	«Загнанность в клетку» 
	4	Тревога и депрессия 
РЕЗИСТЕНЦИЯ	1	Неадекватное эмоциональное реагирование 
	2	Эмоционально-нравственная дезориентация 
	3	Расширение сферы экономии эмоций 
	4	Редукция профессиональных обязанностей 
ИСТОЩЕНИЕ	1	Эмоциональный дефицит 
	2	Эмоциональная отстраненность 
	3	Личностная отстраненность (деперсонализация) 
	4	Психосоматические и психовегетативные нарушения 
Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».
Текст опросника
1.	Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2.	Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3.	Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4.	Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5.	Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.
6.	От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
7.	Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8.	Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9.	Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10.	Моя работа притупляет эмоции.
11.	Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12.	Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13.	Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14.	Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
15.	Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16.	Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17.	Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18.	Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19.	Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20.	Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21.	Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22.	Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23.	Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24.	При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25.	Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.	Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27.	Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
28.	У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
29.	Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30.	В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31.	Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32.	Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33.	Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34.	Я очень переживаю за свою работу
35.	Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
36.	При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.	У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38.	Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39.	Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
40.	Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41.	Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42.	Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
43.	Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44.	Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
45.	Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46.	Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47.	На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.	После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
49.	На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
50.	Успехи в работе вдохновляют меня.
51.	Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
52.	Я потерял покой из-за работы.
53.	На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
54.	Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55.	Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56.	Я часто работаю через силу.
57.	Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58.	В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59.	Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60.	После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61.	Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
62.	Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
63.	Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64.	64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
65.	Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
66.	Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67.	Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68.	Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69.	Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.	Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
71.	Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72.	Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73.	Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.	Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
75.	Моя карьера сложилась удачно.
76.	Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77.	Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.	Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79.	Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80.	Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81.	Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82.	Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83.	Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84.	Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация данных
(лист обработки лежит здесь)
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30. 
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Ключ
 НАПРЯЖЕНИЕ
Переживание психотравмирующих обстоятельств
№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б
1+	2	13+	3	25+	2	37-	3	49+	10	61+	5	73-	5
Неудовлетворенность собой
2–	3	14+	2	26+	2	38-	10	50-	5	62+	5	74+	3
«Загнанность в клетку»
3+	10	15+	5	27+	2	39+	2	51+	5	63+	1	75-	5
Тревога и депрессия
4+	2	16+	3	28+	5	40+	5	52+	10	64+	2	76+	3
РЕЗИСТЕНЦИЯ
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б	№	Б
5+	5	17-	3	29+	10	41 +	2	53+	2	65+	3	77+	5
Эмоционально-нравственная дезориентация
6+	10	18-	3	30+	3	42+	5	54+	2	66+	2	78-	5
Расширение сферы экономии эмоций
7+	2	19+	10	31-	2	43+	5	55+	3	67+	3	79-	5
Редукция профессиональных обязанностей
8 +	5	20+	5	32+	2	44-	2	56+	3	68+	3	80+	10
ИСТОЩЕНИЕ
Эмоциональный дефицит 
№ 	Б 	№ 	Б 	№ 	Б 	№ 	Б 	№ 	Б 	№ 	Б 	№ 	Б 
9+ 	3 	21+ 	2 	33 + 	5 	45- 	5 	57 + 	3 	69- 	10 	81+ 	2 
Эмоциональная отстраненность 
10 + 	2 	22 + 	3 	34- 	2 	46+ 	3 	58 + 	5 	70+ 	5 	82+ 	5 
Личностная отстраненность (деперсонализация) 
11 + 	5 	23 + 	3 	35+ 	3 	47+ 	5 	59+ 	5 	72+ 	2 	83 + 	10 
Психосоматические и психовегетативные нарушения 
12+ 	3 	24 + 	2 	36+ 	5 	48 + 	3 	60+ 	2 	72+ 	10 	84+ 	5 
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы
•	какие симптомы доминируют;
•	какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
•	объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
•	в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.